Николай Дураков: Гений русского хоккея

Николай Дураков: Гений русского хоккея

15 октября 2019

К XL чемпионату мира по хоккею с мячом в Иркутске выйдет книга «Легенды русского хоккея» об истории сборной страны, которую готовят иркутские журналисты Игорь Верхозин и Михаил Климов. «Наша Сибскана» публикует ее избранные главы. Сегодня продолжение рассказа о величайшем игроке в истории русского хоккея Николае Дуракове.

Игра с температурой 39 

Сборная СССР – «отдельная песня». В ее составе Дураков был участником самого первого чемпионата мира, 1957 года, но в следующий раз сыграл на таком турнире только через шесть лет… 

– В 59-м чемпионата не было, в 61-м не поехал из-за травмы, – говорит он. – Зато следующий, 63-го года в Швеции, мне больше всего, пожалуй, запомнился. Контрольные игры перед его началом мы проводили в Финляндии, со сборной этой страны. Помню, погода была ужасная: ветер, пурга, с неба то ли снег, то ли дождь капает. Вымотались здорово, и вот ближе к концу наш тренер Балдин говорит: «Кто устал, может замениться». Я и поехал на лавочку. А как потом выяснилось, такие вот моменты Иван Иваныч считал проявлением слабости характера. И своей фамилии в составе на стартовый матч с финнами не услышал. И на второй, с норвежцами, тоже. Лишь когда Юра Шорин (он и заменил меня тогда в Финляндии) получил травму, вышел на лед… А перед последней игрой со шведами ситуация у нас вообще сложилась тяжелая: Измоденову мячом в глаз залепили, играть не может, полкоманды гриппом заболело. Как сейчас, помню, расписку давали врачу, дескать, о возможных последствиях игры с температурой 39 предупреждены. И в решающем матче мы разгромили соперника – 8:0. 

...Потом Дураков сыграл еще на пяти чемпионатах мира. В 65-м сборная СССР один из матчей мирового первенства проводила в Свердловске, чего не случалось ни до, ни после этого. На родном льду Николай проявил себя во всем блеске. В непростой встрече с норвежцами, единственный раз за всю историю ставшими тогда серебряными призерами чемпионата, он забил три мяча из четырех – 4:0. Всего на турнире Дураков отличился пять раз, что позволило ему стать самым метким бомбардиром, а оргкомитет признал Николая еще и лучшим полузащитником. 

В 1967 году сразу три команды набрали равное количество очков, и лишь лучшая разность мячей позволила сборной СССР сохранить титул сильнейшей. А после шведского чемпионата-69 Дуракову был присвоен титул «Король бенди». 

В 1969 году на банкете после чемпионата мира в королевском замке города Уппсала шведы официально провозгласили Дуракова «Королем бенди». Вот только короля Швеции Густава IV Адольфа на церемонии не было: через пресс-службу он сообщил, что «двум королям в одном замке делать нечего». 

Вот как описывает происходившее в своей книге «Звезды спорта» Михаил Азерный: «Церемония награждения состоялась в старинном королевском замке. После того как сборной СССР вручили золотые медали, Дуракова попросили остаться на сцене и зачитали свиток с прикрепленной к нему лентой в цветах шведского флага. Шведская команда встала и принялась аплодировать. Это было провозглашение Николая Дуракова «королем бенди».

Николай Дураков – король бенди 

Еще два года спустя в тяжелейшем решающем матче со шведами Юрий Лизавин забил победный гол за две минуты до финального свистка после блестящего прохода и изумительного паса (вот-вот, паса!) нашего героя. 

В 1971 году сборная СССР в седьмой раз подряд стала чемпионом мира благодаря изумительному пасу Дуракова. Шведы тогда играли на своем льду и были решительно настроены прервать гегемонию советской сборной. Под натиском атак хозяев, казалось, было не устоять. Но под занавес Дураков обыграл нескольких соперников и выдал изумительный пас на Юрия Лизавина.

Чемпионат мира-73 в Москве стал для 39-летнего тогда Дуракова последним. Такие разные, но все по-своему памятные турниры объединяет один фактор: золотые медали неизменно выигрывала сборная СССР.

– Мне посчастливилось играть бок о бок со многим выдающимися мастерами, – говорил пятикратный чемпион мира московский динамовец Вячеслав Соловьев. – Но своеобразным шедевром природы в сотворении идеального хоккеиста всех времен и народов стал именно Николай Дураков. Дриблинг, скорость, удар – все эти качества были развиты у него до невероятных высот. А в быту выдающийся игрок превращался в простого, доступного в общении человека. У Коли никогда не было врагов. Да что там врагов – даже просто людей, относившихся к нему негативно. 

– О Коле я могу говорить часами, – рассказывал о Дуракове другой московский динамовец, восьмикратный чемпион мира Валерий Маслов. – А если коротко – он лучший из нас. Считал и считаю Дуракова своим близким другом. От игры вместе с ним получал огромное удовольствие. И жалею только о том, что мы никогда не были одноклубниками – в сборной все же вместе выступали не так часто... 

Об отъезде даже не помышлял

Между прочим, попытки сделать Дуракова одноклубником Соловьева и Маслова предпринимались неоднократно. Два гулливера отечественного хоккея, свердловский СКА и московское «Динамо», находились изначально не в равных условиях. Столичная прописка в те времена являлась мечтой изрядной части советских граждан, и хоккеисты исключения не составляли. А приглашать в свои ряды лучших игроков других клубов «Динамо» было куда легче, чем СКА. При этом хоккеисты клуба-конкурента пользовались особым спросом. В разное время из Свердловска в Москву уехали Михаил Осинцев, Альберт Вологжанников, Евгений Горбачев, Владимир Тарасевич (плюс еще в Алма-Ату – Юрий Варзин)... 

– У меня, конечно, тоже были приглашения, – рассказывает Дураков. – В середине 60-х Василий Дмитриевич Трофимов в московское «Динамо» звал неоднократно. Причем не сам, а через ребят – Женю Папугина, Мишу Осинцева, Валеру Маслова. Считал, наверное, что так скорее договоримся. Шведы тоже звали, но о чем тогда можно было говорить… Мог переехать в столицу году так в 1963-м и по другой инии». Мы, когда в Москве бывали, и на сборах, и на играх, в пансионате ЦСКА на Песчаной останавливались. Там же и «шайбисты» ЦСКА жили, со многими мы хорошо знакомы были. Великий тренер Анатолий Владимирович Тарасов наших игр в Москве не пропускал. Вот и пришел он, видимо, к мысли позвать меня в свой клуб. В то время, кстати, подобное уже редко случалось, но ведь еще за десять лет до того переход из русского хоккея в канадский был массовым явлением. В ЦСКА у Тарасова выступал Игорь Ромишевский, который успел поиграть за калининградский «Труд» в хоккей с мячом. 

Но самым неожиданным для меня оказалось приглашение кемеровского «Шахтера» в 67-м или 68-м, в ту пору – команды средней руки. И опять через игрока – там наш Володя Краев в воротах играл. «Коля, – говорил он, – знаешь, сколько тебе дают? Не поверишь – 1200 в месяц. И это еще без премий». Если учесть, что в СКА я рублей 300 получал, а средняя зарплата в стране, по-моему, и до 150 не дотягивала, то цифра, конечно же, поразила. 

Но, честно говоря, мысль о смене клуба мне никогда в голову не приходила. У меня тут все родственники, дом, рыбалка, леса грибные. Ни за что и ни на что менять я это не хотел... 

Однажды в Швеции журналист на пресс-конференции спросил, что означает его фамилия. Дураков растерялся и просто покрутил пальцем у виска. На следующий день журналист дал в своей газете заголовок: «Дураков – мозг команды».

Стать тренером не получилось 

Казалось, время не властно над Мастером и Дураков будет играть вечно. В сезоне-75 полузащитник армейцев забил 37 мячей (третий результат среди всех участников чемпионата и лучший в команде), стал бронзовым призером чемпионата и обладателем Кубка европейских чемпионов. В то же время впервые за много лет не попал в список «22 лучших игроков сезона». В пору расцвета вступали таланты нового поколения армейцев, соответственно, перестраивалась и игра команды. Наставник СКА Валентин Атаманычев решил перевести Дуракова на другую позицию, тот менять амплуа категорически отказался. И дошел даже до начальника клуба, доказывая свою правоту. 

10 декабря 1975-го, перед игрой СКА с алма-атинским «Динамо», состоялись торжественные проводы Николая Дуракова из большого хоккея. Но не прошло и месяца, как легендарный хоккеист вернулся в строй. Пошли травмы, кого-то вызвали в сборную, и Атаманычев попросил Дуракова помочь. 

– Первую игру с «Трубником» нормально сыграл, в следующей, «Зоркому», даже два мяча забил, – вспоминает Николай Александрович. – Но «предсезонку» с командой я не проходил, физические кондиции были не на уровне. А тут еще следующие четыре матча на выезде СКА проиграл. И в числе тех, кому нужно будет готовиться к следующему матчу с хабаровчанами, мою фамилию просто не назвали. На стадионе я в тот день вообще не появился, уехал на Белоярку рыбу ловить. А потом пришел в клуб, доложил: «Прибыл для дальнейшего прохождения службы». Поначалу меня в помощники к Атаманычеву определили, но Валя быстро дал понять, что и в этом качестве я ему не особенно нужен. И тренером я работал только с детскими и юношескими командами. Хотя потом варианты возникали… 

Возникали, но рассматривать всерьез Дураков их не мог. Тяжело заболела жена Маргарита, ей требовался постоянный уход. А работа тренера команды мастеров требует полной самоотдачи, самоотречения даже – Николаю Александровичу это было известно лучше, чем кому-то другому... Был момент, врач даже сказал: готовьтесь к худшему, месяц максимум и… Но Маргарита прожила еще 24 года. 

Живая легенда 

Уйдя в 41 год из большого спорта, заканчивать играть окончательно Дураков и не думал. Были сезоны, когда по 40 с лишним матчей проводил: на город, на область, за сборную ветеранов. Больше, чем в молодые годы за СКА набиралось. Дуракову исполнилось уже 62, когда он выступал в первенстве области, – факт для Книги рекордов Гиннесса.

Статистики посчитали, что на счету Дуракова 93 медали разного достоинства (в том числе семь высшей пробы на чемпионатах мира и девять – первенства страны) и 1112 голов, забитых только в официальных матчах.

Зимой 2007 года в Финляндии проводился розыгрыш Кубка мира среди ветеранов. Организован он был в честь 50-летнего юбилея со времени проведения первого чемпионата мира. Из золотых медалистов, игроков той сборной СССР, в живых оставалось только четверо. А на лед вышел он один, Николай Дураков… Любопытно, что именно Дуракова тогда, в 57-м, общество финских болельщиков признало лучшим хоккеистом чемпионата. Увидев его вновь на коньках спустя полвека, финны были просто потрясены. И разве что только пылинки не сдували с легендарного хоккеиста.

На праздновании 50-летия первого чемпионата мира в 2007 году в Финляндии Николай Дураков вышел на лед в составе сборной ветеранов СССР. В 72 года!

Свой голос отдал бы за Ломанова 

В 2000 году журналисты газеты «Советский спорт» провели специальный опрос, по итогам которого и без того не страдавший отсутствием звонких титулов Дураков получил еще один – лучшего хоккеиста страны ХХ века. 

Узнав об этом, Николай Александрович сказал: 

– Ну что скажешь? Приятно, конечно. Но я бы свой голос Сергею Ломанову-старшему отдал. Он был просто идеальным нападающим – рослым, физически сильным, скоростным, с прекрасным дриблингом и ударом. Да еще и огромный объем работы выполнял. Вот о нем уже в семнадцать лет можно было сказать: появился хоккеист, какого не было на свете. 

В хоккее с мячом семейные династии не редкость: Ломановы, Плавуновы, Рушкины, Ларионовы, Разуваевы… 

– А у меня две дочери, – улыбается Николай Александрович. – Когда первая в 58-м родилась, я чуть не плакал – так хотел сына. Меня всей командой успокаивали. А потом, конечно, в дочке души не чаял. И когда спустя восемь лет у нас с Маргаритой родился второй ребенок и тоже девочка, я уже не считал, что это чем-то хуже, чем сын. Зато вот внук, тоже Николай Дураков, занимался на «Спартаковце» хоккеем с шайбой, но до команды мастеров не добрался. Но я по этому поводу особенно не расстраиваюсь: не единственный это путь в жизни – хоккей...

...Как-то вспомнили о Дуракове в разговоре с Владимиром Янко. 

– В сборной вокруг него всегда собиралась компания – умеет Дураков притягивать к себе людей, – говорит именитый хоккеист и легендарный тренер. – А интересы Коли вне поля мы все знали – рыбак, грибник, садовод... Знаете, самым популярным в стране видом спорта хоккей с мячом, наверное, никогда не считался. Но всегда в нем были люди, которых знали даже в регионах, где и лед-то никогда не заливали. Дураков, Атаманычев, Папугин, Маслов – это, выражаясь современным языком, харизматические личности… 

Идут годы. И людей, никогда не видевших Дуракова в деле, уже куда больше, чем тех, кто наслаждался его игрой, но рассказы о коренастом крепыше под номером девять, творившем чудеса на льду, уже стали легендами русского хоккея… 

Алексей Курош.

Фото из архива автора, а также Геннадия Захарчука, Государственного архива Свердловской области, из книг «Хоккей с мячом. Энциклопедия» (главный редактор Михаил Щеглов), «Атака из глубины» (Издательский дом «Варио»), «Настоящий русский хоккей» (Издательство «СК-Россия»)

14.jpg

Сборная СССР – чемпион мира 1963 года. Нижний ряд (слева направо): В. Хардин, Е. Герасимов, Ю. Школьный, Н. Дураков, А. Мельников, Ю. Варзин. Верхний ряд: В. Атаманычев, В. Соловьев, Е. Папугин, И.И. Балдин (главный тренер), В. Маслов, В. Шеховцев, М. Осинцев, А. Измоденов, В. Данилов, Ю. Шорин 

17.jpg

1973 год. Москва. Николай Дураков получает награду из рук президента IBF Григория Гранатурова. На фото также (слева направо) Вячеслав Соловьев, Виктор Хоточкин (генеральный секретарь IBF) и Василий Дмитриевич Трофимов (главный тренер сборной СССР) 

18-Маслов.jpg

Две звезды – две светлых повести. Николай Дураков и «человек с двумя сердцами» московский динамовец Валерий Маслов – чемпион СССР не только по хоккею с мячом, но и по футболу, последний из спортсменов, игравший одновременно за сборную страны в обоих популярных видах спорта

20 марта 1975 года. На банкете после матча СКА (Свердловск) и «Фалу» (Швеция) встретились две звезды мирового бенди – Николай Дураков и «Бемпа» Эрикссон

20-Иркутск.jpg

16 ноября 1968 года. «Локомотив» (Иркутск) – сборная СССР – 3:5. Николай Дураков против защитников иркутян

21.jpg

10 декабря 1975 года. Свердловск. Центральный стадион. Проводы Николая Дуракова из большого хоккея перед матчем СКА (Свердловск) – «Динамо» (Алма-Ата). Слева направо: Сергей Пискунов, Борис Удодов, Николай Дураков, Александр Сивков, Леонид Воронин

22.jpg

10 января 2019 года. Казань. Многократные чемпионы мира Георгий Канарейкин, Михаил Осинцев, Николай Дураков, почетный президент FIB и ФХМР Альберт Поморцев, чемпион мира Анатолий Рушкин на матче динамовских команд Казани и Москвы, посвященном 100-летнему юбилею легендарного тренера Василия Дмитриевича Трофимова. Фото Руслана Ишмухаметова («Спорт-Экспресс»)

23.jpg

1975 год. Супруга Николая Дуракова Маргарита Михайловна с дочками  Натальей (слева) и Ольгой

24.jpg

16 февраля 2018 года. Москва. Красная площадь. VIII турнир на призы Святейшего Патриарха. Семикратный чемпион мира в составе сборной России Евгений Иванушкин (слева) и семикратный чемпион мира в составе сборной СССР Николай Дураков

Пресс-центр ХL Чемпионата мира по хоккею с мячом 2020

Возврат к списку


Группа "А"
Германия
Казахстан
Норвегия
США
Финляндия
Швеция
Эстония
Россия
Группа "B"
Венгрия
Латвия
Нидерланды
Словакия
Сомали
Украина
Чехия
Япония
Монголия
Швейцария

Результаты матчей